Обзор Постановления Пленума ВС о порядке применения КАС РФ

Пленум Верховного СудаПленум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Постановление от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

В указанном акте высшей судебной инстанцией освещаются вопросы подведомственности, подсудности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), доказательства и доказывания, порядка обжалования и ряд других.

Как известно, к административным делам относятся дела, возникающие из отношений власти-подчинения, в рамках которых один из участников спора осуществляет свои публично-правовые полномочия по отношению к другому субъекту. В качестве таких властных органов выступают государственные органы, иные государственный органы (в число последних входят избирательные комиссии и Счетная Палата), а также ряд некоммерческих организаций (например, СРО).

Отдельного внимания заслуживают положения Постановления касательно порядка обращения в суд с коллективным исковым заявлением. Итак, какие предъявляются требования к коллективному исковому заявлению?

  • Общие требования к исковому заявлению,
  • Сведение о лице, уполномоченном представлять интересы группы лиц в суде,
  • Требование должно быть поддержано, как минимум, 20ью лицами по состоянию на день обращения в суд.

В случае если в суд обратится лицо, не входящее в состав рассматриваемой группы, но предъявляющее аналогичные требования, ему делается предложение о присоединении к административному исковому заявлению. Если лицо отказывается от присоединения, суд приостанавливает производство по заявлению и возобновляет только после вынесения решения по коллективному заявлению. Примечателен пункт Постановления, в котором ограничивается «сила» преюдиции:

«После принятия соответствующего решения приостановленное производство подлежит возобновлению. Суд рассматривает и разрешает заявленное в рамках этого производства требование, учитывая обстоятельства, установленные в решении, принятом по коллективному административному исковому заявлению (часть 1 статьи 70, часть 2 статьи 190, статья 192 КАС РФ). Несогласие суда с обстоятельствами, установленными в решении суда по коллективному административному иску, должно быть мотивировано».

Отметим также важное разъяснение относительно судебного разбирательства. Пленум в свое акте акцентировал внимание на том факте, что проверка целесообразности оспариваемых решений, без/действий чиновников не входит в компетенцию судебных органов. Однако превышение имеющихся в их распоряжении полномочий, использование вопреки законным целям должно преследоваться и подвергаться государственному осуждению.

Другое значимое положение Постановления – введение (путем расширительного толкования) требования об обязательным аудиопротоколировании не только заседаний первой или апелляционной инстанций (такое правило содержится в главе 20 КАС РФ), но и процессуальных действия вне заседаний. При этом в случае неявки участников процесса, ведение аудиозаписи не является обязательным. Стороны имеют право подать письменные замечания не только на протокол, но и на результаты видео- и аудиопротоколирования в течение трех дней с даты подписания протокола суда.

Адреса наших офисов

Флаг России
Fine life Москва
Флаг Кипра
Fine life Лимасол
Флаг Великобритании
Fine life Лондон
Флаг Грузии
Fine life Тбилиси
Флаг Греции
Fine life Афины